[quote="Лилах"]
- Серый пишет:
Серый, дык... ты это, узнай, да напиши хоть что-нибудь. :)
Нешто тебе неинтересно?
Лилах спецЙАльно для тебя : Крастным цветом мои коментарии)
Таты-армяне проживали на
территории Бакинской губернии в селении Матраса (ранее Шемахинский
уезд, сейчас - Исмаилинский район), селении Кильвар, (Зейвэ,
Дивичинский район) (И.Семенов). По материалам книги «Кавказцы
1750-1820. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе,
собранные и пополненные Семеном Броневским» в главе: «О народах
населяющих Кубинскую провинцию» говорится, что «…армяне, живущие в
Рюстюйском округе, в деревнях Барахум, Караджали, Хазмас Большой и
Хазмас Малый, Карагуртли имеют церковь в Кильваре, говорят своим
языком». В монографии И.Семенова указывается ссылка на Б.Миллера, где в
свою очередь фиксируется, что «...в Геокчаевском уезде таты-мусульмане
считают себя бывшими «армянами». Везде в этих селениях видны остатки
армянских кладбищ... Верстах в восьми к северу от Кильвара есть место,
называемое Пир Ханши или Ханчи от арм. «хач» - крест».
В 1928 году
Б.Миллер, в своей статистике по закавказскому краю, указывает общую
численность татов в 100 тысяч человек, что значительно уступает данным
на 1901 год – 135 тыс. человек. В первом издании (1946г.) Большой
Советской Энциклопедии приводится общее число татов 150 тыс. человек из
них татов-мусульман свыше 100 тыс. чел. (67%), татов-евреев З0тыс. чел.
(20%) и в соответствии с этими данными численность татов-армян
приблизительно 20 тыс. (13%) (Григорян В.). Согласно переписи населения
на 1959 год, общая численность татов составляла - 11 тыс. человек, что
позволяет предположить соответствующий процент татско — армянского
населения (13% - 1430 человек). (Гулиев Г.А.)По сведениям В.Восканяна,
таты-армяне, проживавшие до 1988 года в селениях Мадраса (до революции
было 800 семей, после 1989 года осталось 260 семей)
(после 1989 г. армян в той деревне вообще не осталось,там поселились турки-месхетины,позже там стали селится азербайджанцы их Карабаха,но был конфликт и месхетинцы оттуда уехали и лезгины,которые с нами жили ещё с начала века тоже уехали) и Кильвар, вместе
имели около 550 хозяйств.
Стремление татов-армян покинуть, в
результате армяно - азербайджанского конфликта в начале 90-х годов,
территории традиционного проживания, было продиктовано проармянской
ориентированностью их этнической культуры, самосознания и исповеданием
армянской григорианской веры, центром которой в 3-4 веках была
Албанская григорианская церковь. Время принятия христианства
григорианского толка точно указать сложно, но уже в ранних русских
источниках упоминается о «...знатных Армянских селениях Мергани,
Мадраса, Сагиин, Керкент, Келухони, Мегеры, Талыш, Заргала, Кюглух…»,
где жили «местные» армяне и карабахцы числом в 25 тыс. дворов. По
словам Фитуни, в Геокчаевском уезде таты - мусульмане считают себя
бывшими «армянами» и везде в этих селениях видны остатки армянских
кладбищ. Эти данные, как и выше перечисленные примеры, подчеркивают
стойкое отношение к принципам христианской веры и, возможно как
следствие этого - раннее формирование армянского самосознания. По
данным полевых исследований на 1997 год информанты упоминали армянскую
церковь в Мадрасе
(её построил оди из предков моей матери), которая существовала до 30-х годов 20 века, где вел
службу на армянском языке поп по фамилии Мартиросян Саркис
(его сын Герой СССР,в Киеве улица его именем названа,он военный был), из местных,
и ему помогал Баширов
(таких фамилий небыло,были Баширьяны), так же из местных жителей.
Таты - армяне
являются билингвистичным народом. Татский язык, наравне с талышским
языком, относится к иранской ветви индоевропейской языковой семьи. Таты
Закавказь
............(далее белиберда про особенности лингвистики её я опуска........ В настоящее время своим
родным языком таты-армяне (информанты из села Мадраса) считают
собственно татский, который называют «парсерен», т.е. персидский и
употребляют его в быту. Наряду с «парсерен» информанты знают армянский
язык, который преподавался им в школах Мадрасы с 1920 года
(приблизительно) и закрылись такие школы в 1980-е гг. До 20-х годов
армяно-таты в Мадрасе говорили только на фарси.
Среди информаторов
были представители двух населённых пунктов - с. Мадраса и с. Кильвар. В
1988-89гг. семьи татов-армян вынужденно переехали в другие места
проживания: в Россию и Республику Армения. В России таты-армяне
расселились следующим образом: мадрасинцы в основном проживают в
Краснодарском и Ставропольском краях
(бздёш,процентов сорок живёт в Днепропетровске(Украина),там у нас чуть ли не гетто было), а кильварцы живут только в
Ставропольском крае (пос. Северный). Основными информаторами на период
1996-1997гг. были: Башировы Николай, 1930 г.р. и Дора (по мужу -
Меликова) 1923г.р. (г. Краснодар); Довмалян Сергей Арменакович,
1928г.р. (п. Северный, Ставропольский край), Естер Ованесовна
Кордабашьян, 1929г.р. (п. Северный, Ставропольский край), Воски
Агайновна Касабова 1921г.р. (г. Краснодар) место рождения с. Матраса.
Из
сообщений следует, что в с. Мадраса проживали в основном «армяне», т.е.
таты-армяне. Село делилось на следующие кварталы – «мяаля»: гарагян (в
переводе - крайний), сараф мяаля, кырфаля, сархуны (в переводе -
фонтан), пасах каля, жаммяаля (в переводе - церковь), ахбулах.
(тоже не истина,"мялля" у нас значило "район" или "края",пример"мер мяллимы"- "в наших краях") Такое
деление на кварталы характерно не только для селений татов («макалар» у
жителей с. Эдессия, Ставропольского края, и т.д.). В основе квартальной
системы в селе Мадраса были родственные отношения, которые
поддерживались жителями в своём «мяаля». По данным информаторов, в селе
Мадраса проживали представители следующих семей: Яврумовы (30 семей),
Сорсорьян(10-15 семей), Овчиевы (10 семей), Меликян (10 семей), Парьян
(20 семей), Кодабашевы, Касабовы (30 семей), Погосян, Тавакаловы,
Тарджуманян (10 семей), Джанумян (30 семей), Шахвердяновы (10-15
семей), Мурадян, Алгульян (15 семей), Шелиян (20 семей), Баграмян (20
семей), Подиян (30 семей), Донгаровы, Каграмановы (20 семей), Башировы
(10 семей), Юрхановы (10 семей), Шамхалян (8 семей), Довмаловы,
Гарамовы.
(в плодь до исхода в Матрасах у всех фамилии оканчивались на "-ян",за исключением некоторых случаев когда в паспорном отделе молодым выдавали паспорта с подкоректированными фамилиями с оканчанием на "-ов", и грозной написью в графе нац:Азербайджанец")Жители сёл Мадраса и Кильвар в основном занимались
виноградарством и скотоводством. Информаторы подчёркивали значимость
соседских отношений с другими народами, которые соучаствовали с ними в
культурно - хозяйственной деятельности. Так, например, с
азербайджанцами таты-армяне жили достаточно мирно, хотя браков
избегали, приезжие на заработки иранцы нанимались батрачить на
виноградниках, лезгины были необходимыми помощниками в занятиях
скотоводством.
(они у нас жили,а не приезжали)В результате многочисленных культурных контактов и
конфессиональной приверженности армянской церкви у татов-армян известны
следующие религиозные праздники: Рождество (Дзунд), Пасха (Зятик или
Затие) - 21 апреля, 2-го мая поминки родителей, уруза
(вот это наглая ложь,каккая нахрен "ураза"!?!?,читала моя мать.....ухахатывалась...)). Информаторы
указывали на роль священника в ознаменовании той или иной даты
праздника, хотя, по-видимому, Пасха и родительский день имеют
постоянную привязку к определённым числам календаря. Уруза имеет
отношение к праздникам в основном в контексте мусульманской культуры, у
татов-армян уруза - это обет, обещание чего-либо не делать или сделать,
если загаданное сбудется.
В традиционной жизни семьи татов-армян
также наблюдаются культурные симбиозы. Семейно - брачные отношения
регулируются экзогамными нормами браков, исключения не поощряютcя. Под
одной крышей часто вместе проживают несколько семей и взрослые холостые
родственники. В настоящее время в России семьи татов-армян в основном
проживают в сельской округе в домах местного типа. Кровнородственные
связи достаточно крепкие, горизонтального характера (т.е. все
родственники по мужской и женской линии друг друга знают и общаются, но
из предков могут назвать максимум прадедов). Основные термины родства
иранские и лишь некоторые армянского происхождения. Основные термины
это: калапиьяр (дед), каламой (бабушка), пиьяр (отец), мой (мать), кук
(сын), кэля (дочь), брар (брат), хувар (сестра), зян (жена), мярт
(муж), ханир (отец жены), хсур (мать жены), патрон или хсур мярт (отец
мужа), хсур мэн (мать мужа), холи (брат матери), амля (брат отца). В
речи часто употребляются названия родственников, как на армянском, так
и на татском языке (например: бабушка – «маймэм» и т. д.)
(ни одно слово не знакомо,хотя мать некоторые знает,а другие говорит не так произносится)Среди
семейных праздников
........\-\-\-\-\-(белиберда про особенности свдьбы,которая и так не соответствует действительности)\-\-\-\-\-\-..........ались
зажиганием четырёх свечек у кавора, солдуша (дружка жениха), а так же у
невесты и жениха. По словам информантов на следующее утро невеста
начинала вести хозяйственную деятельность по дому. Целомудрие невесты
считалось похвальным, но простынь, последнее время, не выставляют.
По воспоминаниям
информантов, недалеко от села Матраса протекает река Пересчай, на
берегу которой находился священный камень с якобы арабскими надписями
(я помню этот камень,волун здоровенный метра полтора в высоту и два в ширь),
около которого обычно делали «матах». На кладбище близь поселения
татов-армян располагалось кладбище, где так же находились надгробные
камни с крестами и надписями на арабском языке
(чушь сабачья,чес слово я так ухахатывался,там было написано на самом абыкновенном армянском языке). Исходя из данных
полевых материалов, об элементах традиционной жизни татов - армян можно
выделить субстрат, который информантами причислятся «к особенностям
своей культуры», например язык, уруза и свадьба, а есть то, что они
считают обычным для «всех армян».
(чушь,не знаем мы никакого "ураза")Осознание маргинальности своей
культуры, характерно для многих субэтнических групп. Не малое значение
в культуре татов-армян придаётся татскому языку, который выполняют
коммуникативную функцию в роли «тайного языка» и используется в
домашнем общении. Этнография татов-армян представляет собой особый
интерес, так как ход адаптации культуры, после переселения в Россию и
Армению, помогает понять процесс удержания и укрепления прежних, старых
традиций и складывания новых.
Из книги Донгаряна шагена Сааковича "История нашего рода. Как мы её помним" Изя вот тебе пример,как из мухи слона делают,и самое обидное что сами армяне это делают.....пидорГи.